Справочник руководителя дошкольного учреждения

Сотрудничество ДОУ с психолого-медико-педагогической комиссией

12234

Г.В. Козырева,
зав. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 81 "Медвежонок"» г. о. Тольятти Самарской области,

С.А. Будакова,
зам. зав. по воспитательно-методической работе
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 81 "Медвежонок"» г. о. Тольятти Самарской области

Во многих дошкольных учреждениях есть группы для детей с особыми образовательными потребностями. Обеспечить их необходимой педагогической и медицинской помощью позволяет совместная коррекционно-развивающая деятельность ДОУ и психолого-медико-педагогической комиссии.

Самую многочисленную группу среди дошкольников с особыми образовательными потребностями составляют дети с отклонениями в речевом развитии (до 60%).

Коррекция речевых дефектов – один из наиболее сложных видов комплексной медико-педагогической помощи детям. Его специфика в том, что нарушение речевой деятельности затрудняет взаимодействие детей с окружающими, сдерживает процесс формирования представлений о мире, ведет к деформированному развитию личности.

В связи с этим дошкольное учреждение призвано:

  • создать систему комплексной психолого-медико-педагогической коррекционной помощи детям с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), обеспечивающей оптимальные условия воспитания и обучения в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и нервно-психического здоровья;
  • осуществлять поиск эффективных форм коррекционного воздействия на дошкольников с ОНР;
  • обеспечивать общую готовность воспитанников к школе.

В МДОУ «Детский сад № 81 "Медвежонок"» г. о. Тольятти Самарской области (далее – Детский сад № 81) функционируют три группы для детей с ОНР. Их деятельность регламентируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 212, уставом Детского сада № 81 и Положением о порядке организации и функционирования групп для детей с нарушениями речи (приложение 1).

Комплектование групп для детей с общим недоразвитием речи

Группы для детей с ОНР комплектуются на основе следующих принципов:

  • разграничение детей с ОНР при наличии слуха и сохранном интеллекте и детей с другими отклонениями в психофизическом развитии;
  • дифференциация детей по возрасту, виду и степени выраженности речевых нарушений.

Согласно Порядку организации коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Самарской области, утв. приказом департамента науки и образования администрации Самарской области от 04.11.2000 № 32-од, и ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"), прием детей в группы компенсирующего вида осуществляется на следующих основаниях:

  • письменное согласие родителей;
  • заключение городской психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) (выписка из протокола дается на руки родителю или законному представителю ребенка);
  • наличие в дошкольном учреждении условий для коррекционной работы.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей

В Детском саду № 81 организовано системное педагогическое сопровождение детей в детском саду, направленное на восстановление воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. При этом системообразующей является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее – консилиум), созданного в дошкольном учреждении приказом руководителя Детского сада № 81 на основании письма Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 (приложение 2). Его деятельность регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приложение 3). Договор о взаимодействии ПМПК и психолого-медико-педагогического консилиума Детского сада № 81 приведен в приложении 4.

Обязательным условием психолого-медико-педагогического обследования каждого воспитанника учреждения являются заключение договора с родителями (законными представителями) (приложение 5) и подписание заявления о согласии родителя (законного представителя) на сбор, обработку и хранение персональных данных в ПМПК (приложение 6).

К основным функциям консилиума дошкольного учреждения относятся:

  • диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение, т. е. индивидуальное обследование ребенка специалис­тами;
  • профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов;
  • разработка оптимального двигательного режима и лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни;
  • выработка коллективного решения о мерах педагогического воздействия;
  • повторное направление детей на ПМПК: для снятия предыдущего диагноза в случае успешного усвоения программы или для увеличения сроков пребывания ребенка в логопедической группе;
  • определение возможных путей дальнейшего коррекционного психолого-педагогического сопровождения ребенка при неусвоении программы обучения – направление в класс коррекции по окончании дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) или обеспечение пребывания ребенка в ДОУ до 8 лет.

Согласно Порядку освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями, утв. приказом Главного управления образования администрации Самарской области, Главного управления здравоохранения администрации Самарской области, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации Самарской области от 23.12.1999 № 10/401/83, на ПМПК предоставляются следующие документы:

  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • выписка из истории развития ребенка (форма Ф-12) от педиатра;
  • заключение невропатолога (для детей до 4 лет) или детского психиатра (для детей старше 4 лет);
  • заключение офтальмолога;
  • заключение отоларинголога;
  • педагогическое представление (характеристика), рекомендации по воспитанию;
  • представление педагога-психолога (при наличии в учреждении);
  • представление логопеда или учителя-дефектолога (при наличии в учреждении);
  • работы детей по изобразительной деятельности.

С письменного согласия родителей (законных представителей) и в их присутствии специалистами городской ПМПК в детском саду проводится обследование детей и составляется протокол с указанием заключительного диагноза. На основании заявления родителей ребенок ставится в очередь на перевод в специализированную группу ДОУ.

Несмотря на то, что группы комплектуются по решению ПМПК, содержащему логопедическое заключение на каждого ребенка, логопед начинает учебный год с тщательного психолого-педагогического обследования, чтобы установить причины и степень выраженности отклонений в речевом развитии.

Обобщение данных обследования позволяет сформировать объективное логопедическое заключение и составить расписание индивидуальных и групповых программ коррекционно-педагогической работы с детьми, план работы на учебный год с педагогическим коллективом, младшим обслуживающим персоналом и родителями. С индивидуальными и групповыми коррекционно-педагогическими программами знакомятся педагогические работники ДОУ и родители (законные представители).

Взаимодействие субъектов коммуникативной деятельности в ДОУ

В Детском саду № 81 сложилась определенная модель взаимодействия субъектов коммуникативной деятельности, в рамках которой можно выделить несколько направлений:

  • логопед – ребенок с нарушением речи;
  • педагогический коллектив – ребенок с нарушением речи;
  • родители – ребенок с нарушением речи. Предусматривается оказание коррекционно-речевой и социально-коммуникативной помощи. Основная задача родителей – помочь ребенку овладеть родным языком, научиться пользоваться речью как средством общения;
  • педагогический коллектив – родители. В рамках этого направления проводятся устные консультации участников коррекционно-педагогического процесса, происходит обмен мнениями на микропедсоветах, ведутся записи в тетради взаимодействия специалистов ДОУ.

Основные функции логопеда Детского сада № 81:

  • диагностическая;
  • профилактическая;
  • коррекционно-педагогическая;
  • организационно-методическая;
  • консультативная;
  • координирующая;
  • контрольно-оценочная.

Игнорирование хотя бы одной из этих функций приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.

Ключевую роль в организации коррекционной деятельности играет организация работы учителя- логопеда. Совместно с психологом он дает рекомендации педагогам и сотрудникам по речевому развитию детей, работает с медицинским персоналом, ведет тетради взаимодействия педагогических работников групп для детей с ОНР.

Большой потенциал коррекционного воздействия имеют воспитатели, помощники воспитателя, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по лечебной физической культуре, воспитатель по изобразительной деятельности, а также родители, другие близкие ребенку люди и, конечно, сам ребенок.

Организация коррекционной деятельности

В процессе коррекционной деятельности педагоги ДОУ совершенствуют формы речевого общения и языковые средства по следующим направлениям:

  • развитие у детей диалогической и монологической устной речи на основе обобщения знаний об окружающем мире;
  • расширение словарного запаса;
  • овладение грамматикой родного языка.

Коррекционная работа строится по принципу коммуникативной направленности речи, который предполагает формирование у воспитанников потребности к общению путем стимуляции их речевой активности.

Выявлению динамики коррекционно-образовательного процесса воспитанников способствует диагностика, которая проводится дважды в год – в начале и в конце учебного года.

Организация деятельности специализированных компенсирующих групп связана с рядом проблем:

  • отсутствие адекватных развивающих и коррекционных программ обучения;
  • увеличение количества детей, рождающихся с врожденными аномалиями развития, травмами центральной нервной системы, а также детей, проживающих в асоциальных семьях и семьях, относящихся к категории социально незащищенных;
  • нехватка бюджетных средств на методическое и материально-техническое обеспечение.

Согласно постановлению исполняющего обязанности первого замес­тителя мэра г. о. Тольятти Самарской области В.В. Иванова от 31.05.2007 № 1396-1/п «Об утверждении Порядка предоставления субвенций на реализацию статьи 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" и порядка организации работы по предоставлению в городском округе Тольятти компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», на содержание одного ребенка в группе для детей с ОНР выделяется на 1,1% больше средств по сравнению с общеразвивающей группой. Кроме того, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" родителям (законным представителям) воспитанников полностью компенсируется внесенная ими плата за питание детей.

Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми

В ДОУ постоянно ведутся мониторинговые исследования успешности выпускников.

За последние три года (2009–2011 гг.) группы для детей с ОНР закончил 41 ребенок: с чистой речью – 78%, со значительным улучшением – 18, без значительных улучшений – 4 (дети с врожденной патологией).

Наметилась тенденция увеличения количества выпускников, продолжающих обучение в гимназиях, лицеях, классах углубленного изучения определенных предметов:

  • 60% выпускников коррекционных групп поступили в средние общеобразовательные школы;
  • 38% – в гимназии и лицеи;
  • 2% – в коррекционные классы.

Анализ результатов последующего обучения выпускников ДОУ в школе показывает, что 77% детей успевают на "хорошо" и "отлично".

Опыт работы подтверждает, что специально организованный коррекционно-образовательный процесс для детей, имеющих трудности в обучении и общении, дает положительный эффект:

  • поднимает воспитанника на более высокий уровень социального развития;
  • обеспечивает усвоение федеральных государственных требований в области дошкольного образования;
  • развивает личные качества ребенка, позволяющие адаптироваться в школьном сообществе и социуме.

Результативность работы ДОУ в данном направлении находится в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности педагогов. Все логопеды и воспитатели коррекционных групп имеют высшую квалификационную категорию, прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Целенаправленная совместная коррекционно-развивающая деятельность консилиума ДОУ и городской ПМПК способствует своевременному выявлению детей с особыми образовательными потребностями и дает возможность обеспечить им необходимую социально-педагогическую и медико-социальную помощь.

Приложения к статье читайте в полной версии материала, опубликованной в журнале Справочник руководителя дошкольного учреждения 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!