Справочник руководителя дошкольного учреждения

Какая форма государственно-общественного управления наиболее эффективна в ДОУ?

9406

Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между его реальными возможностями и растущими образовательными потребностями общества. Путь к новому состоянию и качеству образования невозможен без организации диалога между представителями учреждений образования, институтов попечительства и родительской общественности. В последнее время большое внимание уделяется эффективному управлению образовательными организациями, где под общественным понимается, в том числе, управление посредством попечительских или управляющих советов.

Какая форма государственно-общественного управления используется в вашем дошкольном образовательном учреждении и насколько она эффективна?

Наталья Николаевна Тихомирова, руководитель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 34 "Золотая рыбка"» г. Набережные Челны Республики Татарстан:

В нашем образовательном учреждении попечительский совет был создан в 2007 г. и эффективность его работы оценивается очень высоко. У нас появилась дополнительная финансовая возможность приобретать оборудование для развития и оздоровления детей, создать и развивать сайт детского сада, выпускать газету ДОУ, обеспечивать транспортными услугами детей и сотрудников.


Галина Петровна Малова, зав. ГБОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 733" г. Москвы:

C января 2010 г. у нас действует управляющий совет, деятельностью которого мы пока довольны относительно, поскольку вся подготовительная работа, в т. ч. по оформлению заседаний, ложится на плечи руководителя. Создание управляющего совета – очень ответственное решение и, я знаю, немногие дошкольные образовательные учреждения к этому готовы, но мы решили попробовать. Тем более что государственная политика в сфере образования все настойчивее подталкивает дошкольные учреждения к такому решению и для многих из них создание совета – вопрос времени.


Ирина Владимировна Уфимцева, зам. зав. по воспитательно-методической работе МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 143" г. Рязани:
В нашем детском саду попечительский совет действует седьмой год и эффективность его работы подтверждается следующими результатами: укрепилась материально-техническая база и развивающая среда ДОУ, активнее привлекаются родители к воспитанию и развитию детей путем организации экскурсий, познавательных и спортивных праздников, других совместных мероприятий.

Как организована деятельность попечительского или управляющего совета в вашем образовательном учреждении?

Наталья Николаевна Тихомирова, руководитель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 34 "Золотая рыбка"» г. Набережные Челны Республики Татарстан:

Создано 12 комитетов, которые возглавляют родители – члены попечительского совета, с учетом их профессионального опыта. Например, в комитет по образованию и науке входят родители – учителя, психологи, в комитет по информационным технологиям – специалисты по компьютерной технике, а в комитет по транспорту и связи – родители, которые могут предоставить свое транспортное средство для доставки детей на любое мероприятие, и т. п. Составляем план работы на год и на перспективу. Создана ревизионная группа, которая контролирует рациональное распределение средств Фонда попечительского совета.

Вместе с членами попечительского совета работаем над проектами, участвуем в конкурсах и форумах. Так, совместный проект "PR-служба как способ взаимодействия детского сада и родителей" удостоен Золотой медали Всероссийского конкурса "Росточек. Мир спасут дети".


Галина Петровна Малова, зав. ГБОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 733" г. Москвы:

Управляющий совет создавали постепенно, было очень много организационной работы. Пошаговые действия предусматривали изучение нормативной базы, проведение общего собрания сотрудников, общего родительского собрания, уведомление Северо-Западного окружного управления образования, проведение выборов в управляющий совет, куда входят представители родительской общественности и сотрудники. Затем выдвигали кооптируемых членов, шло согласование по кандидатуре представителя учредителя.

Следующий этап – проведение организационных собраний с членами управляющего совета: выборы председателя, секретаря, утверждение структуры, разработка нормативных документов.
Вначале собирались почти еженедельно, теперь, когда работа налажена, один раз в квартал. Очень важно, чтобы в состав управляющего совета вошли адекватные люди.


Ирина Владимировна Уфимцева, зам. зав. по воспитательно-методической работе МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 143" г. Рязани:

Ежегодно в попечительский совет на добровольной основе выбираются по 1–2 человека от каждой группы (в детском саду 11 групп). Попечительский совет определяет общую стратегию взаимодействия ДОУ и семьи в рамках реализации воспитательно-образовательного процесса: координирует вопросы, связанные с обеспечением партнерских доверительных отношений педагогов ДОУ и родителей. Для того чтобы деятельность детского сада была ориентирована на семью, члены попечительского совета оказывают помощь в опросах, изучении мнений, идей и просьб родителей. Вместе с педагогами детского сада помогают обобщить поступившие пожелания, составляют и обсуждают список сформулированных родителями целей, участвуя таким образом в планировании воспитательно-образовательной работы.

Попечительский совет осуществляет работу с неблагополучными семьями, а также многодетными, малообеспеченными, нуждающимися в помощи. В отдельных случаях члены попечительского совета привлекаются к консультативной и разъяснительной работе с перечисленными категориями родителей, сбору средств для оказания благотворительной помощи семьям.

Наряду с этим попечительский совет определяет потребности ДОУ в материально-техническом обеспечении, помогает решать вопросы, связанные с проведением ремонтных работ, пополнением и обогащением предметно-развивающей среды в группах.

Какие дополнительные формы взаимодействия педагогов и родителей применяются в вашей работе?


Наталья Николаевна Тихомирова, руководитель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 34 "Золотая рыбка"» г. Набережные Челны Республики Татарстан:

У нас функционируют общесадовский родительский комитет и аналогичные комитеты в каждой группе, которые оказывают помощь с ремонтом и покупкой игрушек, обустройством участка.

Совет педагогов позволяет коллегиально решать проблемы методического направления и участвовать в разработке новых программ, пособий. Эффективную помощь молодым специалистам оказывают педагоги-наставники.


Галина Петровна Малова, зав. ГБОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 733" г. Москвы:

Грамотно работающий управляющий совет использует все необходимые формы совместной деятельности, тем более что он придерживается заранее утвержденного плана. Основные формы нашей работы предусматривают подготовку отчетности (по финансовым вопросам), публичного доклада, проведение заседаний, субботников, благотворительных ярмарок, согласование расписания занятий, локальных актов учреждения, участие в окружных собраниях и встречах с родительской общественностью. Думаю, что особая потребность в управляющем совете возникнет в июле 2012 г. при распределении так называемого надтарифного фонда.


Ирина Владимировна Уфимцева, зам. зав. по воспитательно-методической работе МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 143" г. Рязани:

Используется такая форма работы, как информирование родителей об успехах и достижениях ребенка в детском саду, а также о результатах наблюдений за малышом в течение дня. Это помогает приобщить родителей к педагогическому процессу.

На стенде воспитатель вывешивает адресную информацию о ребенке: о том, чему научился, какие личностные качества проявил в течение дня, как вел себя в той или иной ситуации. Тем самым родителям предоставляется возможность лучше понять ребенка, "увидеть" его качества, которые, возможно, не проявляются в домашних условиях. Вместе с тем эти стенды успехов и достижений не исключают живого общения воспитателя с родителями, донесения устной информации о ребенке.

Еще одна форма взаимодействия – клубы или школы для родителей, которые создаются в рамках детского сада или отдельной группы для решения проблем взрослых путем организации системного теоретического и практического обучения. Обычно предусматривается несколько заседаний клуба, на которых родители делятся своими проблемами, задают вопросы, получают рекомендации опытных специалистов. На заседаниях клуба приветствуется свободное, интерактивное общение родителей с педагогами и друг с другом.

Другой вариант организации взаимодействия с родителями – создание клубов по интересам. Например, группа родителей, увлеченных рукоделием, объединяется в клуб "Сударушка", на заседаниях которого участники охотно делятся друг с другом секретами мастерства.

С целью приобщения родителей к жизни группы применяется новая форма работы, которая предусматривает поочередное посещение взрослыми группы и участие их в воспитательно-образовательном процессе. Благодаря этому родители могут "изнутри" увидеть разные стороны педагогического процесса, а также понаблюдать за своим ребенком в коллективе сверстников. За год каждый родитель в среднем дважды посещает группу, что помогает ему создать для ребенка единое воспитательно-образовательное пространство и дома в семье.

Особенно востребована сегодня такая форма сотрудничества, как организация совместных дел. Общими усилиями организуется ремонт групп, создается среда для обучения и развития детей, закупаются пособия, книги, игрушки, новогодние подарки и подарки к выпуску детей в школу.

Также совместно с родителями проводятся экскурсии, походы, готовятся атрибуты и костюмы к утренникам, развлечениям, конкурсам. Все это делается на благо детей и способствует сплочению коллектива педагогов и родителей.

Для того, чтобы определить результативность работы с семьей, необходимо осуществлять мониторингудовлетворенности родителей образовательными услугами дошкольного учреждения.

Опрос провела С.В. Макарова

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!