Справочник руководителя дошкольного учреждения

Организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов

4685
  • Характеристика педагогического коллектива
  • Мотивация педагогов к инновационной деятельности
  • Мониторинг деятельности педагогических работников
  • Формы работы с педагогическим коллективом
  • Мониторинг профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период

Руководитель дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) должен четко представлять основные направления профессионального роста специалистов учреждения, а также конечную цель – формирование педагога как мастера своего дела.

Для достижения высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе необходимо мотивировать педагогов к активизации их потенциала, инновационной деятельности, развитию самоуважения и повышению самооценки.

Характеристика педагогического коллектива

В МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50 "Колобок"» (далее – Детский сад № 50) трудятся 25 педагогов, 14 из них имеют высшее образование. Результатом работы, проводимой в ДОУ по направлению профессионального развития сотрудников, за период с 2004 по 2010 г. является рост уровня их компетентности: 24% педагогов были аттестованы на высшую квалификационную категорию, 56% – первую и 20% – на вторую.

Передовой педагогический опыт Детского сада № 50 представлялся на совещаниях, педагогических чтениях, конференциях городского, регионального масштаба, три педагога принимали участие в Фестивале педагогических идей 2009 г., пять – в окружном конкурсе педагогической продукции "Инновационная деятельность образовательных учреждений как условие реализации новых стандартов", включая августовские педагогические совещания.

В 2004 г. коллектив ДОУ выбрал для работы с детьми комплексную программу Л.А. Венгера "Развитие", которая требует от педагога фундаментальной образованности, теоретической и технологической компетентности.

наверх

Мотивация педагогов к инновационной деятельности

Инновационная деятельность обеспечивает системный эффект, оказывает влияние на развитие профессионального мастерства педагогов и, как следствие, – повышение качества содержания образования дошкольников.

Мотивация педагогов к инновационной деятельности в Детском саду № 50 проходит в три этапа.

На первом, организационном, этапе необходимо сформировать у педагогов положительное отношение к инновационной деятельности и потребность в ее осуществлении, желание изучать программы нового поколения.

В начале каждого учебного года специалисты Детского сада № 50 проходят собеседование, тестирование. Мероприятия позволяют оценить степень освоения образовательных программ, выявить перспективы профессиональной деятельности, поощрить получение дополнительного образования в вузах.

Второй этап предусматривает сравнительный анализ новых путей планирования инновационной модели методической работы в ДОУ. Определяется содержание повышения квалификации в соответствии с реализуемыми инновациями. Этому способствует продолжительное сотрудничество с НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера "Развитие"», в результате которого был разработан мониторинг повышения профессионального мастерства педагогов в межаттестационный период (приложение).

В рамках обобщающего этапа подводятся итоги инновационной деятельности посредством самоанализа педагогами детского сада образовательного процесса. Контроль деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса необходим для достижения поставленных целей. При обобщении полученного опыта педагоги развивают рефлексию, умение логически выстраивать этапы своей работы.

наверх

Мониторинг деятельности педагогических работников

Под мониторингом понимается организация наблюдения за определенным процессом на протяжении длительного времени. В данном случае это самонаблюдение за ходом и результатом собственной деятельности.

Мониторинг деятельности педагогических работников в течение года условно можно разделить на три этапа.

1. Прогностический этап предусматривает разработку программы саморазвития, выбор педагогических технологий, которые планируется реализовать в межаттестационный период (выявить проблемы, сформулировать цели и задачи, определить пути и средства их решения, спрогнозировать результат образования, динамику развития дошкольников и т. д.). Эти данные служат основой для оценки продуктивности труда педагога в межаттестационный период. Представленную деятельность можно назвать педагогическим проектированием.

2. Технологический этап заключается в отслеживании, реализации намеченной программы деятельности. Специалисту необходимо зафиксировать данные о его участии в творческой деятельности (педагогических чтениях, семинарах), результатах педагогических исследований (данные диагностики дошкольников) и результатах внедрения педагогического опыта.

3. На аналитическом этапе в конце учебного года составляется отчет, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами (саморазвития, образовательными, научно-методическими, исследовательскими и т. д.).

наверх

Формы работы с педагогическим коллективом

Поиск новых форм работы с педагогическим коллективом привел к тому, что в практике Детского сада № 50 широко представлены профессиональные объединения педагогов, творческие группы.

В целях осуществления контроля и отражения результатов воспитательно-образовательной работы на всех возрастных этапах ведется (на каждого ребенка) Индивидуальная программа развития воспитанника, составленная творческой группой. В ней отражаются динамика физического развития и здоровья, психологического, социального развития, а также результаты педагогической диагностики.

Кроме того, творческой группой разработаны проекты предметно-развивающей среды с последующей защитой на консультации.

В процессе инновационной деятельности у педагогов появилась возможность непосредственно участвовать не только в реализации готовых планов-конспектов по программе "Развитие", но и разрабатывать авторские парциальные программы, основу которых составляет алгоритм написания рабочих планов для групп раннего и дошкольного возраста.

Ежегодно педагоги Детского сада № 50 представляют образовательные услуги, презентуют свои проекты, программы в рамках проведения дня открытых дверей для родителей, учителей и общественности поселка. Такие мероприятия обеспечивают равноправный диалог сотрудников учреждения с потребителями услуг, способствуют повышению профессионального мастерства специалистов.

Наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов ДОУ являются обучающие семинары, основное внимание на которых уделяется повышению теоретической подготовки специалистов. Необходимое условие организации таких семинаров – посильное участие в них всех педагогов. Каждому заранее предлагаются задания, содействующие развитию педагогических способностей и мышления, коммуникативности. Приведем примеры тем подобных семинаров: "Сюжетно-ролевая игра и ее влияние на развитие речи", "Связность речи – связность мысли", "Содержание и методы сенсорного воспитания детей в разных возрастных группах" и т. д.

Материалы об уровне квалификации и основных направлениях профессионального роста педагога накапливаются в педагогическом портфеле. Внедрение профстандарта педагога в ДОУ способствует осуществлению этого процесса. 

Участие педагогов в региональных и федеральных конкурсах – еще одна продуктивная форма приобщения сотрудников к творческой деятельности. Детский сад № 50 отмечен дипломами и грамотами региональных конкурсов "Зеленый огонек" (2008 г.), "Марш парков" (2004–2010 гг.), а также городского "Чтобы в дом не пришла беда" (2009 г.).

 

Приложение

 

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50 "Колобок"»,

пос. Рефтинский Свердловской области

наверх

Мониторинг
профессиональной деятельности педагога
в межаттестационный период
[*]

Детский сад _________________________________________________  

с _________ по _________ г.

Ф.И.О. ______________________________________________________   

Должность ___________________________________________________  

Педагогический стаж _________________________________________

Образование _________________________________________________  

Квалификационная категория __________________________________

1. Продуктивность

Дата

Группа

Раздел
программы

Диагностика уровня освоения программы

Низкий

Средний

Достаточный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Профессионализм

Участие в методической работе

Результат

Программа

 

Реферат

Доклад

Консультация

 

Участие в педагогических чтениях

 

Дидактические пособия

Смотр-конкурс в ДОУ

 

Семинар

 

Педсовет

 

Открытые занятия

 

Работа с родителями

 

Творческая группа

 

Кружок

 

Оценка группы к учебному году

 

 

3. Самообразование педагога

Тема

Форма и срок отчета

 

 

 

 

 

 

 

[*] Мониторинг представляется вместе с аналитическим отчетом на первом этапе работы аттестационной комиссии ДОУ. – Примеч. авт.

Н.А. Коковина,зав. МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50 "Колобок"», пос. Рефтинский Свердловской области,
Г.И. Метелева,зам. зав. по воспитательно-методической работе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50 "Колобок"», пос. Рефтинский Свердловской области

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!