Справочник руководителя дошкольного учреждения

Организация комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями

2037

Л.Г. Грибанова,зав. МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 181" г. Челябинска,

Е.А. Буркова,зам. зав. по воспитательно-методической работе МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 181" г. Челябинска

Дети, не имеющие возможности в силу тяжести заболевания посещать дошкольные образовательные учреждения, и их родители находятся в состоянии социальной изоляции, хронического стресса. Представляем опыт г. Челябинска по оказанию комплексной помощи дошкольникам с особыми образовательными потребностями.

Система комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями предусматривает профилактику появления отклонений, раннюю диагностику и оказание специальной помощи не только детям, которые имеют особые образовательные потребности, но и семьям, в которых они воспитываются. С целью создания такой системы в 2009 г. в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка – детский сад № 181" г. Челябинска (далее – Детский сад № 181) был создан Центр организационного, дидактического и методического обеспечения очно-заочных специальных (коррекционных) образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями (далее – Центр). Положение о Центре приведено в приложении 1.

Данный проект осуществлялся в рамках реализации закона Челябинской области от 23.08.2007 № 189-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, постановления губернатора Челябинской области от 27.09.2007 № 309 "О воспитании и обучении детей-инвалидов".

Реализация проекта началась с составления плана создания Центра на базе Детского сада № 181 (приложение 2). В плане были определены основные виды деятельности и мероприятия по реализации проекта, сроки и ответственные.

Деятельность Центра по работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Основу работы Центра составляют следующие принципы:

  • психолого-педагогического оптимизма. Обусловлен уровнем современного научного и практического знания о потенциальных возможностях детей с особыми образовательными потребностями и представлениями о современных клинико-психолого-педагогических возможностях абилитации детей данной категории;
  • ранней педагогической помощи. Основан на понимании необходимости своевременного выявления и ранней диагностики отклонений в развитии детей для определения их особых образовательных потребностей;
  • генетический, или принцип развития. Его суть в том, что все психические явления рассматриваются исключительно в динамике, в процессе развития и становления личности ребенка;
  • комплексного подхода как условия оказания максимально широкого спектра очно-заочных специальных (коррекционных) образовательных услуг детям дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Работа Центра, функционирующего на базе Детского сада № 181, осуществляется по следующим направлениям:

1) предоставление комплексных медико-психолого-педагогических услуг детям со сложной патологией, не имеющим возможности получить адекватную помощь в силу отсутствия материальных, социальных и психологических условий, а также тяжести заболевания;

2) расширение возможностей формирования предпосылок к социальной адаптации и интеграции ребенка и его близкого окружения в общество;

3) проведение учебно-методических мероприятий для педагогов и специалистов, работающих с данной категорией детей.

Оказанию оптимально полного перечня лечебно-коррекционных и образовательных услуг детям с особенностями в развитии, их родителям, подготовке ребенка и его окружения к социальной адаптации и интеграции в общество способствуют:

  • просветительская работа с родителями воспитанников по вопросам взаимодействия с дошкольным учреждением;
  • деятельность консультационного пункта и групп очно-заочного сотрудничества со специалистами и педагогами Детского сада № 181;
  • учебно-методические и просветительские мероприятия (издание методических материалов, ведение информационного сайта).

При выполнении педагогических исследований сотрудники Центра используют следующие методы: психолого-педагогическое наблюдение и диагностика; психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ; изучение научно-методической литературы; обобщение передового психолого-педагогического опыта; теоретический анализ педагогических идей; педагогическое моделирование; социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок и независимых характеристик).

Уровень психофизического развития ребенка, посещающего Центр, определяется специалистами учреждения с использованием критериев и параметров, приведенных в приложении 3. Оценка детей проводится два раза в год (сентябре и мае) в баллах по каждому показателю. Полученные результаты анализируются специалистами Центра, выносится заключение, даются рекомендации (приложение 4).

Результаты работы Центра

Открытие Центра на базе Детского сада № 181 позволило получить следующие результаты:

  • Создать условия для адекватного развития детей с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Определить способы педагогического, психологического, медицинского воздействия, обеспечивающие позитивную динамику социально-образовательного и сомато-психического статуса ребенка.
  • Обеспечить отбор и разработку методик и инструментария для изучения состояния и оценивания динамики в результате оказания очно-заочных коррекционно-образовательных и реабилитационных услуг детям дошкольного возраста и их родителям.

Систематизировать организационное, дидактическое и методическое обеспечение очно-заочных образовательных услуг специального (коррекционного) образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Приложение 1.Положение о Центре организационного, дидактического и методического обеспечения очно-заочных специальных (коррекционных) образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями муниципального дошкольного образовательного учре

Приложение 2.План создания Центра организационного, дидактического и методического обеспечения очно-заочных специальных (коррекционных) образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями на базе МДОУ "Центр развития ребенка – детский

Приложение 3. Критерии и параметры оценивания уровня психофизического развития ребенка

Приложение 4.Эффективность психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.


Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!